Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе авторской программы по английскому языку «Английский с удовольствием» (Enjoy English) для учащихся общеобразовательных учреждений. М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева. Обнинск: Титул, 2013 г. с учетом требований следующих нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного полного образования;
3. Примерной основной образовательной программой основного полного образования.
Выбор авторской программы определяется принципом преемственности в изучении английского языка между ступенями общеобразовательной школы: начальной (2-4 кл.), основной (5-9 кл.) и полной (10-11 кл.).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта, разработанного Оксфордским университетом:
1. Joan and Liz Soars. Students’ book Headway Upper Intermediate/ New Headway Upper Intermediate
2. Joan and Liz Soars. Students’ book Headway Advanced/ New Headway Advanced
Выбор учебников определяется прежде всего тем, что они имеют четкую структура, позволяющую развивать навыки чтения, письма, говорения и восприятия речи на слух. В конце учебников приведен грамматический справочник. Учебник снабжен разнообразными упражнениями, начиная от простейших, предназначенных для контролируемой практики до заданий, подразумевающих самостоятельное говорение, таких как ролевая игра. Тексты к учебникам взяты из газет, журналов, интервью и радиопередач, некоторые из них адаптированы в соответствии с уровнем и задачами уроков. Кроме того, учебник ориентирован на уровни овладения языком, что даёт возможность использовать его в различных возрастных группах, в том числе и разновозрастных.
Программой предусмотрено проведение практических занятий, в которые включаются элементы грамматики языка.
Рабочая программа имеет основной целью расширение и углубление знаний, умений и навыков во владении иноязычной коммуникативной деятельностью для успешной сдачи единого государственного экзамена.
Эта цель соотносится с основными задачами школьного курса английского языка в старшей школе:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
– языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях (для профильного обучения – увеличение объёма знаний за счёт информации профильно-ориентированного характера);
– социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике (для профильного уровня – с учётом профильно-ориентированных ситуаций общения), формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
– компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации (для профильного уровня – в профильно-ориентированных ситуациях общения);
– учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком (для профильного уровня – использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования в рамках выбранного профиля).
Ключевая идея заключается в обеспечении коммуникативно-психологической адаптации старшеклассников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения.
Рабочая программа создана для тех школьников, которые нуждаются в индивидуальной корректировке коммуникативных умений на английском языке. Специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме практических занятий в микрогруппе (1-2 человека) с учётом особенностей овладения языком каждым учащимся. Таким образом, ведущим подход в обучении – личностно-ориентированный.
Количество часов, отводимых на освоение конкретной темы условное, соотносимое с требования государственного стандарта, однако педагог вправе вносить необходимые изменения в учебный процесс в зависимости от особенностей усвоения предмета учащимся.
В рамках данной программы предполагается использование следующих технологий обучения:
1. Индивидуальная работа и работа в паре.
2. Интерактивные технологии.
Содержание учебного предмета в 10-11 классах
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живёшь. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги – 50 часов.
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам, необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы. Имидж молодого человека как проявление его внутреннего мира. Любовь и дружба.
Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом. Спортивная честь и сила характера.
Твое участие в жизни общества. Публичные фигуры. Права и обязанности старшеклассника.
Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как способ расширить кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, заказ и покупка билетов, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей.
Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение культурных традиций.
Природа и экология, научно-технический прогресс. Глобальная деревня плюсы и минусы глобализации. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека от современных технологий.
Перспективы технического продукта. Генномодифицированные продукты. Медицина и нанотехнологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса. Угрозы среде и их устранение. – 90 часов.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Последний школьный экзамен. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Для профильного уровня – Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь) – 50 часов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Говорение
Диалогическая речь.
Развитие умений:
• участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему;
• осуществлять запрос информации;
• обращаться за разъяснениями;
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Развитие умений:
• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме / проблеме;
• кратко передавать содержание полученной информации;
• рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки;
• рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка.
Аудирование
Развитие умений:
• отделять главную информацию от второстепенной;
• выявлять наиболее значимые факты;
• определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую / интересующую информацию.
Чтение
Развитие умений:
• выделять основные факты;
• отделять главную информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные события / факты;
• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
• понимать аргументацию;
• извлекать необходимую / интересующую информацию;
• определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений:
- писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);
- составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
- расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах / событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи
Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.
Грамматическая сторона речи
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: ConditionalI, II, III.
Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией Iwish… (I wish I had my own room), конструкцией so / such + that ( I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатическихконструкцийтипа: It’s him who…, It’s time you did smth.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: PresentSimple, FutureSimpleи PastSimple, Presentи PastContinuous, Presentи PastPerfect; модальных глаголов и их эквивалентов.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuousи PastPerfectContinuousи страдательного залога: PresentSimplePassive, Future
Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive.
Знаниепризнаковинавыкираспознаванияпричтенииглаголовв Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличныхформглагола (Infinitive, Participle I и Gerund) безразличенияихфункций.
Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to
be going to, Present Continuous.
Совершенствование навыков употребления определенного / неопределенного / нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе ( в том числе исключения).
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many / much, few / afew, little / alittle); количественных и порядковых числительных.
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например наречий (firstly, finally, atlast, inthe end, however, etc.).
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Происходит углубление:
• социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет
поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
• межпредметных знаний о культурном наследии страны / стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в
ней / них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях
стран.
Развитие умений использовать:
• необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия / несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя
уважение к взглядам других;
• необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь
зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
• формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ
Совершенствование следующих умений:
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
- прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
- игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устно-речевого общения; мимику, жесты.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
- использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую,
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную /основную информацию из различных источников на английском языке,
- интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры,
- использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на английском языке.
Для профильного уровня.
Перевод
На профильном уровне в старшей школе осуществляется развитие профессионально-ориентированных умений письменного перевода текстов с
иностранного языка на русский. При обучении письменному переводу как двуязычной коммуникативной деятельности школьники овладевают:
• навыками использования толковых и двуязычных словарей, другой справочной литературы для решения переводческих задач;
• навыками использования таких переводческих приемов, как замена, перестановка, добавление, опущение, калькирование;
• технологией выполнения таких типов письменного перевода, как полный / выборочный письменный перевод;
• умениями редактировать текст на родном языке.
Ознакомление с возможными переводческими трудностями и путями их преодоления, с типами безэквивалентной лексики и способами ее передачи на родном языке, типами интернациональной лексики и таким явлением, как “ложные друзья переводчика”. Иноязычными материалами для перевода служат тексты, соотносимые по своей тематике с выбранным профилем.
Филологические знания и умения как результат углубленного изучения иностранного языка
Формирование у школьников представлений о / об:
• таких лингвистических дисциплинах, как фонетика, лексикология, грамматика, стилистика, лингвистика;
• тесной связи лингвистики с гуманитарными науками (например, историей, страноведением, культуроведением, литературоведением);
• культурно-исторических вехах в возникновении и изучении языка, родственных языках, классификации языков, о различиях между русским и иностранными языками;
• основных единицах языка (фонеме, морфеме, слове, словосочетании, предложении, тексте);
• официально-деловом стиле (научном, публицистическом, литературно-художественном в его разновидностях ) и разговорном стиле;
• основных типах лексических единиц, омонимии, синонимии, полисемии, иноязычных заимствованиях; нейтральной лексике, лексике разговорного и книжного стилей;
• грамматических значениях, грамматических категориях;
• тексте как продукте речевой деятельности человека; повествовании, описании, рассуждении как композиционных типах речи; содержательных,
риторических, языковых, стилистических и интонационных средствах связи в тексте; особенностях построения диалогической и монологической речи;
• функциональных стилях: публицистическом, разговорном, научном, деловом и художественно-беллетристическом стилях; языковых средствах английского языка, характерных для книжного (высокого), среднего (нейтрального) и сниженного (разговорного) стилей; способах интерпретации художественного текста.
Развиваются умения:
• делать лингвистические наблюдения в отношении употребления слов, грамматических структур, лексико-грамматического, интонационно-синтаксического построения речи в различных функциональных типах текста и обобщать их в виде языковых и речевых правил;
• составлять тематические списки слов (включая лингвострановедческие);
• сопоставлять объем значений соотносимых лексических единиц на родном и иностранном языках, писать на родном языке комментарии-пояснения к иноязычным реалиям и словам с лингвострановедческим фоном;
• сопоставлять грамматические явления, языковые средства выражения грамматических категорий в иностранном и родном языках, выделять грамматические трудности;
• собирать и классифицировать идиоматические выражения и пословицы;
• классифицировать языковые явления по формальным и коммуникативным признакам.
Примерное тематическое планирование для 10-11 классов
Класс | Тематика общения | Количество часов |
10 класс | Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живёшь. Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам, необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы. Любовь и дружба. Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как способ расширить кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, заказ и покупка билетов, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека от современных технологий. Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности. | 18
32
19 |
11 класс | Социально-бытовая сфера. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги Социально-культурная сфера. Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом. Спортивная честь и сила характера. Твое участие в жизни общества. Публичные фигуры. Права и обязанности старшеклассника. Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение культурных традиций. Природа и экология, научно-технический прогресс. Перспективы технического продукта. Генномодифицированные продукты. Медицина и нанотехнологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса. Угрозы среде и их устранение. Учебно-трудовая сфера. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Последний школьный экзамен. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Для профильного уровня – Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь). | 18
16
26
5
5 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием»/EnjoyEnglishдля 2-11 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск, Титул.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России).
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ.
4. Joan and Liz Soars.Students’ book Headway Advanced - Oxford University Press
5. Joan and Liz Soars.Students’ book New Headway Advanced - Oxford University Press
6. Joan and Liz Soars.Students’ book Headway Upper Intermediate - Oxford University Press
7. Joan and Liz Soars.Students’ book New Headway Upper Intermediate - Oxford University Press
8. Joan and Liz Soars. Teacher’s book - Oxford University Press
9. Joan and Liz Soars. Workbook - Oxford University Press
10. Raymond Murphy. English Grammar in Use. Advanced - Cambridge University Press
11. Raymond Murphy. Essential Grammar in Use. Upper-Intermediate - Cambridge University Press
12. http://festival.1september.ru
16. https://en-ege.sdamgia.ru/
19. www.openclass.ru
20. www.pedsovet.su
21. www.proshkolu.ru
23. www.titul.ru
24. www.zavuch.info