Программа для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по английскому языку разработана на основе авторской программы по английскому языку «Английский с удовольствием» (Enjoy English) для учащихся общеобразовательных учреждений. М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева. Обнинск: Титул, 2013 г. с учетом требований следующих нормативных документов:

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного полного образования;

3. Примерной основной образовательной программой основного полного образования.

Выбор авторской программы определяется принципом преемственности в изучении английского языка между ступенями общеобразовательной школы: начальной (2-4 кл.), основной (5-9 кл.) и полной (10-11 кл.).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта, разработанного Оксфордским университетом:

1.     Joan and Liz Soars. Students’ book Headway Upper Intermediate/ New Headway Upper Intermediate

2.     Joan and Liz Soars. Students’ book Headway Advanced/ New Headway Advanced

Выбор учебников определяется прежде всего тем, что они имеют четкую структура, позволяющую развивать навыки чтения, письма, говорения и восприятия речи на слух.  В конце учебников приведен грамматический справочник. Учебник снабжен разнообразными упражнениями, начиная от простейших, предназначенных для контролируемой практики до заданий, подразумевающих самостоятельное говорение, таких как ролевая игра. Тексты к учебникам взяты из газет, журналов, интервью и радиопередач, некоторые из них адаптированы в соответствии с уровнем и задачами уроков. Кроме того, учебник ориентирован на уровни овладения языком, что даёт возможность использовать его в различных возрастных группах, в том числе и разновозрастных.

Программой предусмотрено проведение практических занятий, в которые включаются элементы грамматики языка.

Рабочая программа имеет основной целью расширение и углубление знаний, умений и навыков во владении иноязычной коммуникативной деятельностью для успешной сдачи единого государственного экзамена.

Эта цель соотносится с основными задачами школьного курса английского языка в старшей школе:

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:

- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях (для профильного обучения – увеличение объёма знаний за счёт информации профильно-ориентированного характера);

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике (для профильного уровня – с учётом профильно-ориентированных ситуаций общения), формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации (для профильного уровня – в профильно-ориентированных ситуациях общения);

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком (для профильного уровня – использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования в рамках выбранного профиля).

Ключевая идея заключается в обеспечении коммуникативно-психологической адаптации старшеклассников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения.

Рабочая программа создана для тех школьников, которые нуждаются в индивидуальной корректировке коммуникативных умений на английском языке. Специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме практических занятий в микрогруппе (1-2 человека) с учётом особенностей овладения языком каждым учащимся. Таким образом, ведущим подход в обучении – личностно-ориентированный.

Количество часов, отводимых на освоение конкретной темы условное, соотносимое с требования государственного стандарта, однако педагог вправе вносить необходимые изменения в учебный процесс в зависимости от особенностей усвоения предмета учащимся.

В рамках данной программы предполагается использование следующих технологий обучения:

1.     Индивидуальная работа и работа в паре.

2.     Интерактивные технологии.


Содержание учебного предмета в 10-11 классах

 

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живёшь. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги – 50 часов.

Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам, необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы. Имидж молодого человека как проявление его внутреннего мира. Любовь и дружба.

Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом. Спортивная честь и сила характера.

Твое участие в жизни общества. Публичные фигуры. Права и обязанности старшеклассника.

 Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как способ расширить кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, заказ и покупка билетов, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей.

Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение культурных традиций.

Природа и экология, научно-технический прогресс. Глобальная деревня плюсы и минусы глобализации. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека от современных технологий.

Перспективы технического продукта. Генномодифицированные продукты. Медицина и нанотехнологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса. Угрозы среде и их устранение. – 90 часов.

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Последний школьный экзамен. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Для профильного уровня – Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь) – 50 часов.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Говорение

Диалогическая речь.

Развитие умений:

• участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему;

• осуществлять запрос информации;

• обращаться за разъяснениями;

• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Монологическая речь

Развитие умений:

• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме / проблеме;

• кратко передавать содержание полученной информации;

• рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки;

• рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка.

Аудирование

Развитие умений:

• отделять главную информацию от второстепенной;

• выявлять наиболее значимые факты;

• определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую / интересующую информацию.

Чтение

Развитие умений:

• выделять основные факты;

• отделять главную информацию от второстепенной;

предвосхищать возможные события / факты;

• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

понимать аргументацию;

• извлекать необходимую / интересующую информацию;

• определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

Развитие умений:

- писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);

- составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.

- расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах / событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.

 

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

 

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.

Фонетическая сторона речи

Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.

Грамматическая сторона речи

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: ConditionalI, II, III.

Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией Iwish(I wish I had my own room), конструкцией so / such + that ( I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатическихконструкцийтипа: It’s him who…, It’s time you did smth.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: PresentSimple, FutureSimpleи PastSimple, Presentи PastContinuous, Presentи PastPerfect; модальных глаголов и их эквивалентов.

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuousи PastPerfectContinuousи страдательного залога: PresentSimplePassive, Future

Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive.

Знаниепризнаковинавыкираспознаванияпричтенииглаголовв Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличныхформглагола (Infinitive, Participle I и Gerund) безразличенияихфункций.

Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to

be going to, Present Continuous.

Совершенствование навыков употребления определенного / неопределенного / нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе ( в том числе исключения).

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many / much, few / afew, little / alittle); количественных и порядковых числительных.

Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например наречий (firstly, finally, atlast, inthe end, however, etc.).

 

 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Происходит  углубление:

• социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет

поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;

• межпредметных знаний о культурном наследии страны / стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в

ней / них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях

стран.

Развитие  умений использовать:

• необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия / несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя

уважение к взглядам других;

• необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь

зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;

• формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.

 

КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ

Совершенствование следующих умений:

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;

- прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);

- игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устно-речевого общения; мимику, жесты.

 

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

- использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую,

- ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную /основную информацию из различных источников на английском языке,

- интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры,

- использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на английском языке.


 

Для профильного уровня.

Перевод

На профильном уровне в старшей школе осуществляется развитие профессионально-ориентированных умений письменного перевода текстов с

иностранного языка на русский. При обучении письменному переводу как двуязычной коммуникативной деятельности школьники овладевают:

• навыками использования толковых и двуязычных словарей, другой справочной литературы для решения переводческих задач;

• навыками использования таких переводческих приемов, как замена, перестановка, добавление, опущение, калькирование;

• технологией выполнения таких типов письменного перевода, как полный / выборочный письменный перевод;

• умениями редактировать текст на родном языке.

Ознакомление с возможными переводческими трудностями и путями их преодоления, с типами безэквивалентной лексики и способами ее передачи на родном языке, типами интернациональной лексики и таким явлением, как “ложные друзья переводчика”. Иноязычными материалами для перевода служат тексты, соотносимые по своей тематике с выбранным профилем.

Филологические знания и умения как результат углубленного изучения иностранного языка

Формирование  у школьников представлений о / об:

• таких лингвистических дисциплинах, как фонетика, лексикология, грамматика, стилистика, лингвистика;

• тесной связи лингвистики с гуманитарными науками (например, историей, страноведением, культуроведением, литературоведением);

• культурно-исторических вехах в возникновении и изучении языка, родственных языках, классификации языков, о различиях между русским и иностранными языками;

• основных единицах языка (фонеме, морфеме, слове, словосочетании, предложении, тексте);

• официально-деловом стиле (научном, публицистическом, литературно-художественном в его разновидностях ) и разговорном стиле;

• основных типах лексических единиц, омонимии, синонимии, полисемии, иноязычных заимствованиях; нейтральной лексике, лексике разговорного и книжного стилей;

• грамматических значениях, грамматических категориях;

• тексте как продукте речевой деятельности человека; повествовании, описании, рассуждении как композиционных типах речи; содержательных,

риторических, языковых, стилистических и интонационных средствах связи в тексте; особенностях построения диалогической и монологической речи;

• функциональных стилях: публицистическом, разговорном, научном, деловом и художественно-беллетристическом стилях; языковых средствах английского языка, характерных для книжного (высокого), среднего (нейтрального) и сниженного (разговорного) стилей; способах интерпретации художественного текста.

Развиваются умения:

• делать лингвистические наблюдения в отношении употребления слов, грамматических структур, лексико-грамматического, интонационно-синтаксического построения речи в различных функциональных типах текста и обобщать их в виде языковых и речевых правил;

• составлять тематические списки слов (включая лингвострановедческие);

• сопоставлять объем значений соотносимых лексических единиц на родном и иностранном языках, писать на родном языке комментарии-пояснения к иноязычным реалиям и словам с лингвострановедческим фоном;

• сопоставлять грамматические явления, языковые средства выражения грамматических категорий в иностранном и родном языках, выделять грамматические трудности;

• собирать и классифицировать идиоматические выражения и пословицы;

• классифицировать языковые явления по формальным и коммуникативным признакам.

 


 

Примерное тематическое планирование для 10-11 классов

 

Класс

Тематика общения

Количество часов

10 класс

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живёшь. Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам, необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы. Любовь и дружба.

Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как способ расширить кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, заказ и покупка билетов, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей.

Природа и экология, научно-технический прогресс. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека от современных технологий.

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности.

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

11 класс

Социально-бытовая сфера. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги

Социально-культурная сфера. Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом. Спортивная честь и сила характера.

Твое участие в жизни общества. Публичные фигуры. Права и обязанности старшеклассника.

 Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение культурных традиций.

Природа и экология, научно-технический прогресс. Перспективы технического продукта. Генномодифицированные продукты. Медицина и нанотехнологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса. Угрозы среде и их устранение.

Учебно-трудовая сфера. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Последний школьный экзамен. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Для профильного уровня – Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь).

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

5

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 

1.    Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием»/EnjoyEnglishдля 2-11 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск, Титул.

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России).

3.    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ.

4.    Joan and Liz Soars.Students’ book  Headway Advanced - Oxford University Press

5.    Joan and Liz Soars.Students’ book New Headway Advanced - Oxford University Press

6.    Joan and Liz Soars.Students’ book  Headway Upper Intermediate - Oxford University Press

7.    Joan and Liz Soars.Students’ book  New Headway Upper Intermediate - Oxford University Press

8.     Joan and Liz Soars. Teacher’s book - Oxford University Press

9.     Joan and Liz Soars. Workbook - Oxford University Press

10.                       Raymond Murphy. English Grammar in Use. Advanced - Cambridge University Press

11.                       Raymond Murphy. Essential Grammar in Use. Upper-Intermediate - Cambridge University Press

12.                       http://festival.1september.ru

13.    http://fgos.isiorao.ru

14.    http://metodisty.ru

15.    http://www.prosv.ru/ 

16.                       https://en-ege.sdamgia.ru/

17.    www.englishtеachers.ru

18.    www.happyenglish.ru

19.    www.openclass.ru

20.    www.pedsovet.su

21.    www.proshkolu.ru

22.    www.standart.edu.ru 

23.    www.titul.ru

 

24.    www.zavuch.info